Психосистемология как методология причинно-системного исследования психики человека и его взаимоотношений
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
Исторически стимулом развития человека, и человечества в целом выступали 2 фактора. C одной стороны, человек испокон веков стремился, познать мир, в котором он живет, а с другой – определить свою роль и место в этом мире. И насколько он познавал мир, настолько же полно и четко виделась цель его жизни и место в ней.
Со временем стремление к познанию мира и поиску своего места в нем обрело системно-логический характер, что получило название научного поиска, а раздел человеческой деятельности, осуществляющий поиск, был назван Наукой. В соответствии с этими 2-мя тенденциями возникли 2 отрасли науки – естествознание и философия. Естествознание познавало закономерности мира, а философия открывала логику развития человека, определяя место и роль его в мире.
Однако человек как творец для созидания более совершенного мира постоянно экспериментировал в применении познанного. Так возникла дифференциация сфер познания человека и его практической деятельности: естествознание разделилось на множество отраслей науки, а из философии выделились гуманитарные науки, в т.ч. и психология как поиск условий наиболее эффективного развития.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИЧИННО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
Дифференциация науки на множество отраслей и возникновение специфических понятийных аппаратов этих отраслей затруднило практическое использование уже познанного также как и последующее преображение человеком окружающего мира на основе познанного (в этой разделенности). Человек стал утрачивать видение общих для всех перспектив развития, а значит, цель и смысл своей жизни.
Стала очевидной необходимость синтезировать все достижения человечества как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Однако на какой основе осуществить синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным.
К середине 20-го столетия возникла системология – наука, в которой мир увидел 1-й шаг к синтезу всех достижений. Однако еще не был открыт так называемый первоэлемент – структурообразующий фактор строения материи и жизни. Было лишь известно, что мир, как и человек, построен «по образу и подобию Господа Бога».
Тогда взоры исследователей обратились к более пристальному изучению наследия мировой культуры, религий и мифов с позиций системности и поиска универсальных закономерностей строения и развития мира. Так в конце 20-го века возникла междисциплинарная наука Универсология, описывающая причинно-системное строение мира, а также роль и место в нем человека.
Одновременно (в конце 20-го столетия) в мире возникла необходимость в комплексно–системном подходе к исследованию проблем, возникающих у человека. Универсология определила возврат в науке к древнегреческой концепции, определяющей суть человека как продукта системы отношений с окружающим миром. Психе при этом перестала быть абстрактной душой религиозного оттенка, а определилась в виде системы отношений человека с окружающим миром, став целью жизни, имеющей смысл согласованного совершенствования. И это детерминировало суть эволюции.
Так возникли предпосылки системной психологии, описывающей многоуровневый и многофакторный характер взаимообусловленности друг от друга – человека и окружающего мира. А достижения в психологии открыли возможность интеграции отраслей психологии в интегральной (или теоретической) психологии.
Однако и этого было еще недостаточно для формирования полноты воззрений на суть человека и его место в процессе развития. Прежде всего, человека интересовали причины возникновения проблем и условия качественного изменения сознания – развития личности до уровней сознания коллективного сотворчества, общественного сотрудничества и межколлективной стратегии самоуправления, общечеловеческого и планетного сознания, а также ноосферного космического сознания.
Таким образом, в начале 21-го столетия были созданы предпосылки возникновения кардинальной психологии, описывающей универсальные закономерности развития мира и человека как взаимообусловленных факторов психологической системы отношений.
Методологией синтеза системно–интегрального подхода в психологии выступила психосистемология. В психосистемологии было введено понятие психосистемных отношений, под которыми стали понимать систему субъект–объектных многоуровневых и многофакторных взаимосвязей пространства жизни субъекта и динамики его развития во времени. При этом и субъектом–экспериментатором, и объектом исследований могли выступать одновременно и человек, и семья, коллектив, общество, человечество, царство природы, планета, и космос в целом.
Психосистемология описала суть достижения полноты жизни и преодоления односторонности в развитии субъекта, причем проблемы изолированности были раскрыты не только на уровне отдельного человека, но и на уровне семьи, коллектива, предприятия, общества и т.д. Тем самым преодоление односторонности развития и достижения полноты жизни становилось фактором профилактики заболеваний, предотвращения психических расстройств, стрессов, кризисов, конфликтов, в т.ч. и международных.
Следовательно, психосистемология стала не только методологией исследования многоуровневых отношений человека и мира, но и описания их универсальных закономерностей многофакторной обусловленности для преодоления односторонности развития и достижения субъектом полноты в жизни при прогнозировании его наиболее эффективных условий развития.
Страница 1 из 3