Система общественного самоуправления (СиОС) в образовании - инновационность мышления
Колесник М.О., к.пед.н.,
Международная научная школа Универсологии,
Международный общественный научно-исследовательский
Центр универсальных технологий развития и
непрерывного образования человека новой епохи
«Новая научная парадигма эпохи Водолея»,
Институт развития нестандартного мышления.
ЧНПУ имени Т.Г.Шевченко
В современное технологическое время превалирует и технологичность терминов, которая довольно часто приводит к отождествлению понятий. Например, понятие "инновационное мышление" часто ассоциируют с новейшими техническими средствами виртуального качества, которые есть порождением цивилизации на запрос времени. Насколько необходимо это делать, или же вообще опасно? Сколько настоящих идей остается на сьогодняшний день не востребованными и не реализованными в силу факторов, которые обуславливают, к сожалению, не соответствующий задачам эпохи уровень нашего сознания и не развитое достаточно умение видеть причинно-следственные звязи.
Виртуальность, которая входит в наш обиход, как уже неотъемлемая часть нашей жизни, не дает нам решения многих вопросов, стоящих сегодня перед всем человечеством, и что важнее - перед самым человеком. Новейшие технические средства несут в себе широкие технические возможности моделирования, прогнозирования, что помогает многим сферам деятельности и областям науки, но они также привносят за собой и большую опасность, поскольку ставят перед человеком постоянный выбор - виртуальная иллюзия или настоящая жизнь. О том, в каком варианте выбора возможно полноценное эволюционное развитие человека и восполнение ценнейшего опыта взаимодействия, сомнений не возникает. Виртуальность уже сейчас становится реальной опасностью для межличностных отношений, порождая ловушки сознания.
Мы знаем, что полноценное развитие происходит, когда задействованы все сферы проявления человека. Считается, что именно такая многогранность обеспечивает формирование целостного видения процессов и явлений, которые происходят в мире. Итак, точнее будет сказать, что инновационное мышление скорее следует связать с многогранностью проявления, с ярким самовыражением в творчестве и коллективном сотрудничестве, рождению ценностей и цели своего развития, движения по жизни, видение своего образа будущего. От такой позиции следует перейти к универсальности построения любой системы жизни и увидеть целесообразность системного мышления, которое будет отображать суть причинно-следственных звязей в системах "человек - природа - общество", "человек - природа - вселенная". Таким образом, в основе развития мышления нового времени (как отображение изменений научной парадигмы нового времени) должно стать понимание цельности иерархических и синергетичних звязей, как признание того факта (перефразируя Чехов А.П.), что в каждой человеке живет целая вселенная, а также величественной взаимосвязи макро- и микромиров, где каждый элемент имеет свою неопровержимую роль и важность. В таком контексте, технические инновации времени могут рассматриваться как временное средство для пока еще нами необъятного макро и микромира, но не как цель развития. Вот такое предостережение, чтобы в прогрессе цивилизации мы не стали отвечать концептуальной метафоре, которая доминирует в картине мира, присущей сегодня человечеству на манер Ламетри "человек-машина" и не превратились в "человек-компьютер", а все же реально оценили значение слова "духовность" в повседневной и обычной работе над самим собой, когда эволюция сознания человека и развитие виртуального мира не являются тождественными понятиями.
В этой связи возникает необходимость рассмотреть подробнее ту среду, в которой возможна эволюция сознания человека, а значит – его развитие. Подобной эволюционной средой будет явяляться система общественного самоуправления (СиОС), как изначально задающая параметры развития и предлагающая эволюционные стимулы в коллективной стратегии во взаимодействии человека с миром. Сегодня важно увидеть необходимость в новых образовательных программах, которые бы открыли способность и инициативу личности в поиске нестандартных решений в системе коллективного, общественного и международного творчества, сотрудничества [Поляков В.А. Моделирование системы общественного самоуправления. – Минск: ВЭВЭР, 2000. – 172с.]. Низкая эффективность СиОС обуславливается именно отсутствием таковых.
Для демонстрации естесвенности процессов СиОС обратимся к естественным наукам. В эволюции систем жизни природу «интересуют» не конфликты, а само развитие, поскольку, по закону иерархичности, развитие больших систем жизни будет стимулировать развитие меньших, которые в них включены, и наоборот. Если конфликты, которые можно рассматривать в данном случае, как кризисные ситуации в обществе, или же возрастающее влияние изменяющихся факторов среды на живые организмы, приводят к развитию, т.е. стимулируют его, то это есть эволюционно значимым.
В эволюционной биологии существует понятие - эффект бутылочного горлышка. Эффект бутылочного горлышка — сокращение генофонда (т.е. генетического разнообразия) популяции вследствие прохождения периода, во время которого по различным причинам происходит критическое уменьшение её численности, в дальнейшем восстановленное. Данный эффект рассматривается в числе факторов эволюции. Популяция организмов в букавальном смысле «проходит» через «бутылочное гордышко», активно адаптируясь и вырабатывая эффективные в сложившихся условиях среды качества, поведенческие реакции для преодоления трудностей и, таким образом, выживая, давая жизнеспособное в данных условиях потомство. Возможно, в наших условиях «социального вымирания» подобное сравнение будет уместным.
Согласно теории пульсирующей Вселенной создается стимул к преодолению зависимости от условий, которые сложились, т.е. внутренняя благоустроенность системы (снижение энтропии) в процессе ее развития. Упорядоченность вызывает повышение внешней активности (энтальпии), и возникает феномен интеграции, который приводит к образованию нового уровня энергии развития. Если рассмотреть физику явлений, то снижение энтропии и повышение интеграционных процессов приводит в биофизике и физической химии вещества к повышению теплоотдачи, экзотермическим реакциям, а значит – возрастающему излучательному эффекту (повышению энтальпии). И наоборот – возрастание меры хаоса (энтропии) тянет за собой отрицательные значения величины энтальпии, т.е. поглощение энергии извне (эндотермическая реакция).
На сегодняшний день есть необходимость говорить о понимании вхождения в большую систему жизни, об общечеловеческих ценностях, потому как никогда стоит вопрос организации системы непрерывного образования (СНеО). Поскольку существует неразрывность СНеО и СиОС, то при внедрении модели СиОС мы сможем наблюдать процесс, когда конфликт будет стимулировать творчество личности. Это возможно только при условии включения самой личности в систему СиОС. Так и создается гармония через конфликт.
Таким образом, СНеО не возможно без СиОС, и наоборот. Должно быть включение личности в общественное самоуправление, как здоровое напряжение саморазвития и соразвития. Таким образом, человек достигает определенной степени системного миропонимания, иначе говоря - формируется его причинно-системное мировоззрение и системно-логическое мышление.
В этом и заключается эволюционное значение модели СиОС – как аналогия стремления к интеграции (самоорганизации) всех живых систем. Естетсвенным примером может служить процесс онтогенеза в эмбриональной фазе, т.е. индивидуального развития организма от одной клетки при оплодотворении – к многоклеточности и последующей дифференциации на ткани и органы – до саморегулирующегося и самоорганизующегося полноценного целостного организма. Получается, в нас генетически заложена способность к самоорганизации уже на уровне собственного организма.
В частности СиОС раскрывает условия практической деятельности человека, который не замыкается только на фазе познания (постоянный анализ), а переводит эти знания в практику, как пример применения знаний (синтеза).
Так формируется новое видение лидера в новом времени - лидера положительных изменений, что является лидером совершенно иного качества. Лидер, который собирает и взращивает единомышленников. Таким образом, мы получаем эволюционный продукт СиОС.
Именно учитывая вышесказанное, мы можем стимулировать развитие мышления человека, как показателя эволюции его сознания, от общества потребителей к пониманию ответственного и правильного применения ресурсов (когда мы задаем себе вопрос "что мне нужно для развития" в противовес всевозрастающей потребности в потреблении, основанной на желании владеть ресурсом), т.е. перевести сферу интересов человека от трех нижних уровней проявления (психофизического, эмоционально-чувствительного, ментального) к трем высшим (коллективно-преобразовательному, ценностному и мировоззренческому) уровням, переход к которым осуществляется через формирование общей культуры личности (в отличии от примитивизации идеалов и низкого уровня культуры, которая сейчас властвует в обществе). Именно таким образом мы учим человека думать, что является главнейшей задачей образования сегодня. Тогда инновационное мышление станет пониматься как эволюционное мышление, основанное на принципах сотрудничества и коллективной стратегии в СиОС, формируясь в системе непрервного образования (СНеО).
В эволюционном смысле понятий, по аналогии саморегуляции организма, мы должны, таким образом, перейти от контроля (что происходит на сегодняшний момент в сфере самоуправления) к согласованию (что должно быть), для того, чтобы система управления не противоречила законам природы.
Возвращаясь к изначальной проблеме определения инновационности мышления (что часто звучит сейчас в кругах общественности), стоит говорить об обновлении прежде мировидения, а точнее – его полный переворот от прагматично-технического направления на духовно-мировоззренческое, где инновацией бы считалась инициатива человека в его взаимодействии с миром, а не пассивное состояние наблюдателя виртуальной «действительности».