Актуальность предмета
Законы природы посредством природных сил–стихий всегда были основой организации пространства жизни человека, его деятельности и принятия им решений. В культуре народов разных стран всегда содержался алгоритм знакового или символического решения основных вопросов жизни для человека, например, в словах, что мир, как и человек, созданы: «по Образу и Подобию Бога». Это характеризовало наличие единого подхода к формированию жизни, который стал именоваться с 10-го века – методология универсалий бытия.
Методология универсалий была положена в основу познания человеком мира, его места и роли в жизни, а также его деятельности. Эта методология строилась на универсальном алгоритме действия законов природы. А уже на основе методологии универсалий в культурах народов мира создавался знаковый символизм как универсальные модели формирования пространства жизни человека для наиболее эффективного развития личности и общества.
Предмет исследования
Универсальные модели формирования пространства жизни человека, отражающие причинно-системный алгоритм действия законов природы.
Гипотезы исследования
- Всё в мире универсально и вне универсальности не существует.
- Человек стремится организовать пространство жизни по универсальным моделям как обеспечивающим наибольшую эффективность развития жизни.
Истоки методологии универсалий и универсальные модели формирования пространства
Исследования мировой культуры иллюстрируют, что у всех народов мира была идея о всеобщности развития вселенной и человека.
В средневековой философии 10–14 веков доминировали два основных взгляда на универсалии бытия: идеи Платона – о реальном существовании общего (единого) «до и помимо» единичных вещей, и Аристотеля – об общем (едином) как основе доказательства.
1. Структура пространства:
Платон выделил триаду (по закону полярности), которая лежит в основе универсального строения мира: дух–душа–человек или причина–взаимосвязь–следствие или в общем виде: прошлое-настоящее-будущее.
Строение пространства – это причинно-следственные отношения, которые формируются в окружающем мире между полюсами. При этом возникает тройственность: 1) управляющая сфера причин; 2) переходный процесс от сферы причин к сфере следствий; 3) управляемая сфера следствий.
Рис.1. Универсальная модель №1: триада Платона: дух-душа-тело, причина-взаимосвязь-следствие или прошлое-настоящее-будущее.
Продолжая эти размышления можно установить, что причинная триада строится на основе взаимосвязей между полюсами и повторяется в микро- и макромирах, порождая взаимообусловленность явлений. И если каждую из трех частей причинной триады обозначить как уровень структурной организации, то получим 7 уровней-сфер универсальной модели №1.
Рис. 2. Универсальная модель №1. Сущность возникновения 7-ми уровней причинно-следственных отношений и их характеристик на основе:1) законов полярности; преемственности, повторения; причинности; 2) триады: причина (закон)-взаимосвязь-следствие (форма, результат).
Причинные связи существуют как между одноуровневыми явлениями (напр., человек-человек), так и между разноуровневыми (напр., человек-коллектив). А значит, можно ввести понятие о причинных связях иерархических (разноуровневых) и синергетических (одноуровневых). Причем эти связи взаимообусловлены, т.е. протекают относительно одновременно. Так человек, строя отношения с другим человеком создает, одновременно, и коллективные разноуровневые отношения. Аналогично происходит и построение молекулы ДНК.
Рис. 3. Иерархические и синергетические взаимообусловленные связи. Тибетская мандала, символизирующая модель Вселенной, построенной от 4-х сил природы – 4-х стихий (как влияние на человека: макромира; геомагнитного поля Земли; климатической активности; синтеза разрозненного в природе в образе воды).
Таким образом, по законам природы формируется универсальная модель №1, описывающая структуру и симметрию в пространстве систем жизни. Причем модель строения пространства иллюстрирует повторение схемы причинно-следственных взаимообусловленных связей: как иерархических, т.е. в микро- и макромирах, так и синергетических – одноуровневых.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Взаимообусловленность в триаде причинных связей: подсистема-система-надсистема рождает понятие беспредельности развития при повторении универсалий причинной организации материи в любом пространстве Вселенной.
- При согласовании целей между сферой причин (управления, например, государством) и следствия (управляемыми подсистемами: людьми, предприятиями, регионами и др.) возникает явление самоуправления, а значит, устойчивое и бесконфликтное развитие.
- Становится возможным определить структуру пространства жизни любой системы (в т.ч. молекулы ДНК). А для человека это дает возможность моделировать процесс устойчивого развития при целеориентированности на достижение полноты и цельности в жизни.
- Универсальные модели лежат в основе знакового символизма мировой культуры. Так, Леонардо Да Винчи продемонстрировал универсальность и симметрию в строении человека, выделив связь структурных уровней организма человека с его органами и системами жизнедеятельности.
Страница 1 из 6